- on-line консультации по телефону и мессенджерам
- с 10:00 до 19:00 час МСК во все дни недели
- продолжительность и частота консультаций не ограничены
Цели публичного сервитута
Исчерпывающий перечень целей установления публичного сервитута приведен в статье 39.37 ЗК РФ.
Но, поскольку, на практике мы видим, что этот исчерпывающий перечень до конца «неисчерпаем», то для лучшего понимания применения указанных целей сервитута в судебной практике приведу ряд примеров за последние 3 года.
Общая специфика публичных сервитутов заключается в том, что их установление обусловлено не интересами конкретного собственника земельного участка, а общественными интересами (социальными потребностями) и не связано непосредственно и исключительно с нуждами соседнего земельного участка.
В процедуре установления публичного сервитута, критерием разграничения компетенции по принятию соответствующего решения является непринадлежность земельных участков или конкретная категория земель, а назначение инженерного сооружения для размещения которого устанавливается публичный сервитут.
Замена термина "размещение" на термины "строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт" не имеют правового значения для рассмотрения дела, поскольку термин "размещение" является более широким понятием по отношению к терминам "строительство, реконструкция, эксплуатация, капитальный ремонт.
Ответчик имеет право на использование земельного участка в определенной части с определенной целью, а обременение земельного участка публичным сервитутом не лишает правообладателя такого земельного участка прав владения, пользования и (или) распоряжения таким земельным участком, в удовлетворении требований отказал.
ЗК РФ закреплена императивная норма (п. 1 ст. 39.37), предусматривающая исключительный порядок установления публичного сервитута в целях подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения (исполнение Договора о подключении (технологическом присоединении), вне зависимости от того для чьих нужд осуществляется подключение (технологическое присоединение).
Действующее правовое регулирование установления публичного сервитута для размещения объектов, предусмотренных в статье 39.37 ЗК РФ направлено на упрощение процедуры такого размещения, что вызвано особенностью характеристик, значимостью этих инженерных сооружений, учитывая, что линейные объекты, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам, что объективно создает затруднительность единообразно и одновременно разрешить вопросы со всеми лицами соглашения об установлении.
Собственники существующих линейных сооружений вправе установить публичный сервитут независимо от целей, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, поскольку иное не предусмотрено законом.
Обеспечение находящегося в частной собственности земельного участка под многоквартирным домом проездом спецтехники через аналогичный смежный земельный участок в перечне целей установления публичного сервитута не значится.
Сам по себе факт расположения объекта на земельном участке, на котором установлена зона с особыми условиями использования территории (ЗОУИТ) не является основанием для отказа в предоставлении публичного сервитута в целях, предусмотренных статьей 39.37 ЗК РФ, так как данное основание не указано в пункте 1 статьи 39.44 ЗК РФ.
Строительство линейных объектов системы газоснабжения для организации газоснабжения населения или же для подключения (технологического присоединения) к сетям инженерно-технического обеспечения, являются самостоятельными целями установления публичного сервитута и их следует отличать от случаев строительства объектов федерального, регионального или местного значения или перенесения линейных объектов в связи с изъятием земельных участков, на которых они ранее располагались, для государственных или муниципальных нужд, которые также предусмотрены в пункте 1 статьи 39.37 ЗК РФ.
К отдельным целям установления публичного сервитута пункт 2 статьи 39.37 ЗК РФ относит установление сервитута в целях складирования строительных и иных материалов, размещения временных или вспомогательных сооружений (включая ограждения, бытовки, навесы) и (или) строительной техники, которые необходимы для обеспечения строительства, реконструкции, ремонта объектов транспортной инфраструктуры федерального, регионального или местного значения, на срок указанных строительства, реконструкции, ремонта.
Публичный сервитут в целях строительства водопроводных сетей и сетей водоотведения устанавливается не во всех случаях такого строительства, а лишь в случае, если указанные объекты являются объектами федерального, регионального или местного значения, либо необходимы для организации водоснабжения и водоотведения населения.
Компетентным органом по установлению публичного сервитута для размещения объекта электросетевого хозяйства, не отнесенного к объектам федерального, регионального или местного значения, является орган местного самоуправления соответствующего муниципального образования.
Законодатель предусмотрел объекты, которые с учетом функционального назначения непосредственно задействованные для передачи тепловой и электрической энергии могут быть размещены на условиях публичного сервитута, а не всего имущества субъектов естественных монополий.
Трамвайные пути, контактная и кабельная сеть являются конструктивным элементом трамвайных путей, в связи с чем указанные объекты являются неотъемлемой частью улично-дорожной сети - дорогой общего пользования, их функции носят общедоступный характер, земельные участки для целей эксплуатации трамвайных путей являются участками общего пользования.
Действующее правовое регулирование установления публичного сервитута для размещения объектов, предусмотренных в статье 39.37 ЗК РФ, направлено на упрощение процедуры такого размещения, что вызвано особенностью характеристик, значимостью этих инженерных сооружений, учитывая, что линейные объекты, имея большую протяженность, пролегают по значительному количеству земельных участков, принадлежащих разным собственникам, что объективно создает затруднительность единообразно и одновременно разрешить вопросы со всеми лицами соглашения об установлении.
Строительство, реконструкция и эксплуатация лесных дорог, предназначенных для охраны лесов от пожаров, является установленной лесным законодательством (статья 53.1 ЛК РФ), а также статьей 39.37 ЗК РФ обязанностью арендатора по предупреждению лесных пожаров.
Установление публичного сервитута в целях размещения полос отвода существующей автомобильной дороги в границах отвода железной дороги ни статьей 39.37 ЗК РФ, ни иными нормами действующего законодательства не предусмотрено.