Часто задаваемые вопросы - Жилищные споры
Бесплатная юридическая консультация по жилищным спорам
  • Мирон

    Контроль за деятельностью ТСЖ

    Владимир, здравствуйте. Хотелось бы, чтобы Вы, более подробно рассказали о государственном контроле за деятельностью товариществ собственников жилья?!

    Добрый день, Мирон!

    Согласно части 1 статьи 135 Жилищного кодекса Российской Федерации товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме.

    Изучение практики деятельности товариществ собственников жилья показывает распространенность нарушений органами управления товариществ собственников жилья формальных требований к процедурам обсуждения и принятия решений, установленных Жилищным кодексом Российской Федерации, решениями общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, уставом товарищества собственников жилья. Это создает предпосылки для нарушений прав собственников помещений в многоквартирных домах и последующих конфликтов. Спокойное отношение органов государственной власти к складывающейся ситуации объясняется внешне равнодушным поведением граждан и тем, что все это внутреннее дело собственников помещений в многоквартирном доме.
    В общем случае некоммерческих организаций контроль за их деятельностью осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в сфере регистрации некоммерческих организаций в соответствии со статьей 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях".

    В частности, согласно части 5 статьи 32 Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ уполномоченный орган осуществляет контроль за соответствием деятельности некоммерческой организации целям, предусмотренным ее учредительными документами, и законодательству Российской Федерации. В отношении некоммерческой организации уполномоченный орган вправе:

    1. запрашивать у органов управления некоммерческой организации их распорядительные документы;
    2. запрашивать и получать информацию о финансово-хозяйственной деятельности некоммерческих организаций у органов государственной статистики, федерального органа исполнительной власти, уполномоченного по контролю и надзору в области налогов и сборов и иных органов государственного надзора и контроля, а также у кредитных и иных финансовых организаций;
    3. направлять своих представителей для участия в проводимых некоммерческой организацией мероприятиях;
    4. не чаще одного раза в год проводить проверки соответствия деятельности некоммерческой организации, в том числе по расходованию денежных средств и использованию иного имущества, целям, предусмотренным ее учредительными документами, в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию в сфере юстиции;
    5. в случае выявления нарушения законодательства Российской Федерации или совершения некоммерческой организацией действий, противоречащих целям, предусмотренным ее учредительными документами, вынести ей письменное предупреждение с указанием допущенного нарушения и срока его устранения, составляющего не менее месяца.Предупреждение, вынесенное некоммерческой организации, может быть обжаловано в вышестоящий орган или в суд.

    Необходимость контроля такого рода за деятельностью товариществ собственников жилья, их органов управления обусловлена следующим. Значительную частоту имеют конфликты внутри товариществ собственников жилья, связанные с определением размера платы за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, вопросами содержания такого имущества, предоставления части такого имущества в пользование и т.п. Неблагоприятные последствия таких конфликтов, а это может быть снижение качества содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, предоставляемых коммунальных услуг, финансовые потери товариществ собственников жилья, затрагивают большое число граждан: собственников помещений в многоквартирном доме, нанимателей жилых помещений в таком доме, членов семей собственников и нанимателей жилых помещений в многоквартирном доме.

    Преодоление разногласий собственников помещений, членов товарищества собственников жилья, с одной стороны, и правления, председателя правления товарищества собственников жилья, с другой стороны, требует значительных усилий и затрат каждой из сторон. Однако фактическое положение рядовых членов товарищества собственников жилья гораздо слабее, чем положение правления товарищества. Собственникам помещений в многоквартирном доме, желающим победить в конфликте с правлением товарищества собственников жилья, необходимо собрать сторонников, обеспечивающих большинство голосов на соответствующем собрании, организовать добровольный сбор средств на оплату услуг адвоката, добыть необходимые документы, касающиеся деятельности товарищества собственников жилья и управления многоквартирным домом. Собственники помещений в многоквартирном доме не распоряжаются средствами товарищества собственников жилья, используемыми другой стороной конфликта - правлением товарищества - для оплаты ведения спора с рядовыми членами товарищества собственников жилья в суде.

    Для отдельного собственника помещения в многоквартирном доме, управляемом товариществом собственников жилья, не имеющего, например, свободного времени на формирование группы сторонников и ведение конфликта, прямым способом выхода их конфликта является продажа помещения, что несет в себе существенные издержки.

    Так как собственникам помещений в многоквартирном доме нередко проще подчиниться неправомерным или неправильным, по их мнению, действиям правления и председателя правления товарищества собственников жилья, конфликты в товариществах собственников жилья принимают затяжной и латентный характер.

    Отмеченные обстоятельства имеют неблагоприятные социальные последствия - разочарование граждан, ощущение ими бессилия и брошенности их государством, бесправия. В перспективе указанные факторы принесут и негативные политические последствия, так как очевидна высокая мера ответственности государства за надлежащее функционирование введенного им института товариществ собственников жилья, за контроль над соблюдением товариществами собственников жилья прав граждан, за эффективное правовое регулирование в данной сфере.

    Высокая мера ответственности государства за законность функционирования товариществ собственников жилья, к сожалению, учитывается не всегда. С недавнего времени государственный контроль за уставной деятельностью некоммерческих организаций не распространяется на товарищества собственников жилья.

    Именно согласно Федеральному закону от 29 ноября 2007 года N 278-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях" Федеральный закон "О некоммерческих организациях" не распространяется на потребительские кооперативы, товарищества собственников жилья, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан. Целесообразность принятия Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 278-ФЗ мотивировалась следующим:

    • товарищества собственников жилья будут проходить регистрацию и вести отчетность "по более простой и соответствующей их деятельности схеме", что позволит упростить и ускорить процесс регистрации товариществ собственников жилья и их повседневную деятельность;
    • деятельность товариществ собственников жилья сходна с деятельностью потребительских кооперативов, на которые не распространяется Федеральный закон "О некоммерческих организациях".

    Лишь первое из указанных утверждений является обоснованным. Так, оценка сложности процедуры регистрации ТСЖ в качестве некоммерческих организаций дана в Программе поддержки и развития товариществ собственников жилья, жилищных и жилищно-строительных кооперативов в городе Москве на 2007 - 2009 гг. и задании на 2010 г. В данной Программе отмечалось, что процедура регистрации ТСЖ сложна в связи с увеличением требований регистрирующего ведомства по составу представляемых для регистрации ТСЖ документов:

    • подтверждение прав собственников помещений - требуется представить копии свидетельств о праве собственности всех собственников помещений, что делает регистрацию товарищества собственников жилья практически невозможной;
    • сведения об адресе товарищества собственников жилья - требуется представить копию свидетельства о праве собственности на помещение или документ, подтверждающий право пользования им. Если адресом товарищества является помещение, являющееся общим имуществом, то в регистрации ТСЖ отказывается.

    Общественное значение законной и эффективной деятельности товариществ собственников жилья, их влияние на качество жизни в управляемых ими многоквартирных домах огромно. Важно и то, что отказаться от услуг товарищества собственников жилья собственник помещения в многоквартирном доме просто так не может, решения товарищества собственников жилья порождают в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации определенные обязанности собственников помещений в многоквартирном доме. Поэтому при моделировании правовых норм, регулирующих деятельность товариществ собственников жилья, необоснованно утверждать, что деятельность ТСЖ сходна с деятельностью потребительских кооперативов.

    Согласно части 3 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации государственная регистрация товарищества собственников жилья осуществляется в соответствии с законодательством о государственной регистрации юридических лиц. Рассмотрим, каким образом изменилась процедура регистрации с вступлением в силу Федерального закона от 29 ноября 2007 года N 278-ФЗ "О внесении изменения в статью 1 Федерального закона "О некоммерческих организациях".

    Таблица показывает, что нормы о государственной регистрации в Федеральном законе от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" не более строги, чем нормы о государственной регистрации в Федеральном законе от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" и принятом в соответствии с ним Постановлении Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
    Таким образом, государственный контроль за соответствием деятельности товариществ собственников жилья и иных общественно значимых объединений собственников недвижимого имущества их уставным целям устранен в связи со сложностью процедуры их государственной регистрации в качестве некоммерческих организаций и избыточным характером форм отчетности - вопросами, решение которых требовало лишь принятия органами исполнительной власти нормативных правовых актов!

    Государственная регистрация организаций является одним из важнейших элементов государственного контроля за их деятельностью.

    И если требования методических рекомендаций Росрегистрации были трудновыполнимы, то сегодня при государственной регистрации товариществ собственников жилья отсутствует контроль за выполнением ими требований Жилищного кодекса Российской Федерации, чем создаются условия для нарушения прав граждан. Решение данной проблемы сегодня требует внесения изменений в Постановление Правительства Российской Федерации от 19 июня 2002 года N 439 "Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей".
    По убеждению автора, перемены такого рода, как передача в сравнительно короткий период функции государственной регистрации ТСЖ от Федеральной налоговой службы к Федеральной регистрационной службе и затем обратно Федеральной налоговой службе, негативно воздействуют на мотивацию сотрудников обоих ведомств, снижают эффективность деятельности <4> государственных органов.

    Уровень сложности процедур и стоимости государственной регистрации имеет значение при принятии собственниками помещений в многоквартирном доме решения о создании товарищества собственников жилья, а также для успешной реализации ими такого решения. Это отражается в широко распространяемой практике принятия нормативных правовых актов органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления о предоставлении организационно-методической помощи при создании и государственной регистрации товариществ собственников жилья, частичной компенсации затрат на государственную регистрацию. Эти меры свидетельствуют о целесообразности установления минимальной, символической величины государственной пошлины за государственную регистрацию товариществ собственников жилья.
    Следует отметить и то, что проблема громоздкой отчетности товариществ собственников жилья должна была решаться не посредством внесения изменений в Федеральный закон "О некоммерческих организациях", который не устанавливал каких-либо сложных требований, но совершенствованием Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 года N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций" в части уточнения форм отчетности товариществ собственников жилья.
    Государственный надзор за состоянием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме. Помимо контроля законности деятельности товариществ собственников жилья, государство должно осуществлять также надзор за надлежащим состоянием общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме - за достижением товариществами собственников жилья основной цели их деятельности. Такой надзор необходим для обеспечения безопасности граждан и обеспечения благоприятных условий проживания в многоквартирном доме.

    Согласно пункту 6 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе обеспечивают контроль за исполнением жилищного законодательства, использованием и сохранностью жилищного фонда, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства.

    С 1 января 2008 года вступила в силу новая редакция статьи 20 Жилищного кодекса Российской Федерации, согласно которой уполномоченные федеральные органы исполнительной власти осуществляют следующие полномочия и функции в сфере государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям:

    1. принятие нормативных правовых актов по вопросам осуществления данного вида государственного контроля;
    2. методическое обеспечение органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющих функции в сфере данного вида государственного контроля;
    3. осуществление контроля за исполнением нормативных правовых актов, указанных в пункте 1, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими функции в сфере данного вида государственного контроля.

    Государственный контроль в указанной сфере осуществляется уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

    Со дня официального опубликования Федерального закона от 18 октября 2007 года N 230-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий" вступили в силу изменения в статьи 12, 13 и 14 Жилищного кодекса Российской Федерации, уточнившие полномочия органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления по осуществлению контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда.

    Полномочия органов государственной власти Российской Федерации дополнены методическим обеспечением и определением порядка осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства (пункт 16.1 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации дополнены осуществлением государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда, независимо от его формы собственности, соблюдением правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям законодательства (пункт 8.1 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).

    Статья 6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного взыскания за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий; статья 6.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного взыскания за нарушение санитарно-эпидемиологических требований к эксплуатации жилых помещений и общественных помещений, зданий, сооружений и транспорта; статья 8.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает наложение административного взыскания за несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, складировании, использовании, сжигании, переработке, обезвреживании, транспортировке, захоронении и ином обращении с отходами производства и потребления или иными опасными веществами.

    Государственный контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных и региональных стандартов качества; использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, независимо от их принадлежности, в Нижегородской области эффективно осуществляется государственной жилищной инспекцией Нижегородской области.

    Необходимость такого контроля бесспорна. Тем не менее в данной сфере есть проблема законодательного регулирования, требующая решения.

    Статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение лицами, ответственными за содержание жилых домов и (или) жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и (или) жилых помещений.

    Представляется, что статья 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не устанавливает ответственности за нарушение правил содержания и ремонта общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах по следующим основаниям:

    1. объекты "многоквартирный дом", "общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме" не указываются в диспозиции статьи;
    2. использованное в диспозиции статьи понятие "жилой дом и (или) жилое помещение" не включает в себя понятия "общее имущество собственников помещений в многоквартирном доме", так как в силу статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации жилой дом, часть жилого дома, квартира, часть квартиры, комната относятся к жилым помещениям.

    При этом часть 2 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации определяет под жилым домом индивидуально-определенное здание, которое состоит из комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, то есть не многоквартирный дом.

    Согласно пункту 2 статьи 12 Жилищного кодекса Российской Федерации установление требований к жилым помещениям, их содержанию, содержанию общего имущества собственников помещений в многоквартирных домах относится к полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений. Также согласно статье 39 Жилищного кодекса Российской Федерации правила содержания общего имущества в многоквартирном доме устанавливаются Правительством Российской Федерации. В силу подпункта 3 части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установление административной ответственности по вопросам, имеющим федеральное значение, в том числе административной ответственности за нарушение правил и норм, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относится к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях. Следовательно, законодательство субъектов Российской Федерации не может устанавливать ответственность за нарушение правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, и в частности земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом.

    Таким образом, применение статьи 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в настоящий момент основывается скорее на единообразии в толковании и применении арбитражными судами норм права, чем на буквальном толковании норм права.
    Поэтому представляется целесообразным внести соответствующие изменения в статью 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

    Сбор обобщенных данных о доле многоквартирных домов, управляемых товариществами собственников жилья. Обобщенные данные о доле многоквартирных домов, управляемых товариществами собственников жилья, важны для оценки хода реформы в жилищной сфере и, в частности, для контроля за выполнением условий предоставления финансовой помощи из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, предусмотренных пунктом 3 части 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства".

    Опубликованные в настоящее время данные о числе товариществ собственников жилья противоречивы. Так, по отчетам Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации в I квартале 2007 года товарищества собственников жилья, жилищно-строительные кооперативы, иные специализированные потребительские кооперативы управляли 8% многоквартирных домов, а уже во II квартале 2007 года они управляли 15% многоквартирных домов в Российской Федерации.
    Представляется, что необходимыми для мониторинга искомого показателя сведениями сегодня не располагает и Федеральная служба государственной статистики. Статистическая отчетность товариществ собственников жилья не содержит сведений об управляемых ими многоквартирных домах. Так, согласно Постановлению Федеральной службы государственной статистики от 16 июня 2006 года N 20 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения за деятельностью, осуществляемой в сфере жилищно-коммунального хозяйства на 2007 год" органами местного самоуправления, органами социальной защиты, организациями жилищно-коммунального хозяйства (службами заказчика, РКЦ, ЖК, ЖСК, ТСЖ и др.) и иными организациями, независимо от формы собственности и организационно-правовой формы, обладающими информацией о предоставлении гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг, представляется форма N 26-ЖКХ "Сведения о предоставлении гражданам социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг". Утвержденные Постановлением Федеральной службы государственной статистики от 24 июля 2006 года N 38 "Об утверждении статистического инструментария для организации статистического наблюдения на 2007 год" формы N 1-предприятие "Основные сведения о деятельности организации" и N 22-ЖКХ (сводная) "Сведения о работе жилищно-коммунальных организаций в условиях реформы" предусматривают представление сведений об экономических параметрах деятельности организации.
    Можно заметить в этой связи, что необходимость получения статистической информации, касающейся структурной реформы в сфере управления многоквартирными домами, осознана достаточно давно. Так, например, План основных мероприятий по организации создания ТСЖ на территории г. Тольятти, утвержденный распоряжением Мэра г. Тольятти от 16 ноября 2001 г. N 1536-2/р, предусматривал подготовку обращения в Государственный комитет Российской Федерации по статистике об изменении формы отчетности по жилищному фонду с включением сведений о наличии кондоминиумов в жилищном фонде.

    Проблема с получением точных сведений о наличии товариществ собственников жилья в настоящий момент связана и с тем, что передача и прием сведений о некоммерческих организациях, зарегистрированных до вступления в силу Федерального закона от 10 января 2006 года N 18-ФЗ "О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации", от Федеральной налоговой службы к Федеральной регистрационной службе, в соответствии с пунктом 4 Постановления Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2006 г. N 212 "О мерах по реализации отдельных положений федеральных законов, регулирующих деятельность некоммерческих организаций", должны были быть завершены до 1 января 2008 года. Теперь происходит обратный процесс передачи сведений от Федеральной регистрационной службы в Федеральную налоговую службу.

    После указанной передачи простое сопоставление данных Федеральной налоговой службы о числе товариществ собственников жилья и данных Федеральной налоговой службы и ФГУП "Ростехинвентаризация", позволяющих определить число многоквартирных домов, тем не менее не позволит определять долю наличия товариществ собственников жилья в многоквартирных домах.
    Согласно части 1 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в одном многоквартирном доме могут создать только одно товарищество собственников жилья. Однако согласно части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации товарищество собственников жилья может управлять несколькими многоквартирными домами либо создаваться для управления объектами, не являющимися многоквартирными домами: товарищество собственников жилья может быть создано при объединении нескольких многоквартирных домов (пункт 1 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации), а также и при объединении не многоквартирных домов, а нескольких близко расположенных жилых домов, предназначенных для проживания одной семьи, дачных домов и т.п. (пункт 2 части 2 статьи 136 Жилищного кодекса Российской Федерации).
    Так, например, согласно Постановлению Мэра города Саратова от 15 февраля 2006 года N 87 "О внесении изменений в Постановление Мэра города Саратова от 14 августа 2001 г. N 633 "О мероприятиях по созданию товариществ собственников жилья (ТСЖ) на территории Фрунзенского района" 574 многоквартирных жилых дома, находящихся на территории Фрунзенского района г. Саратова, обслуживаются 6 товариществами собственников жилья.

    Таким образом, достоверные сведения о доле многоквартирных домов, управляемых товариществами собственников жилья, на дату подготовки данной статьи могут быть получены обобщением сведений, собираемых органами местного самоуправления или территориальными подразделениями государственных жилищных инспекций субъектов РФ.

    Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ учитывает только наличие товариществ собственников жилья в многоквартирном доме. Представляется, что для анализа хода реформы в жилищной сфере важно учитывать, что фактически деятельность осуществляют не все зарегистрированные товарищества собственников жилья по причине отсутствия порядка передачи технической документации, необходимости оформления и подписания различных актов о состоянии дома и его систем и пр..

    Частью 2 статьи 22 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" установлено, что мониторинг выполнения условий предоставления финансовой помощи из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства осуществляется Фондом на основе сбора и анализа предоставляемой в Фонд высшими должностными лицами субъектов Российской Федерации отчетности. Частью 6 статьи 22 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ установлено, что ответственность за достоверность указанной отчетности возлагается на высших должностных лиц субъектов Российской Федерации и глав муниципальных образований. Отчеты субъектов Российской Федерации подлежат опубликованию, в том числе в сети Интернет.

    Для реализации жилищной реформы крайне важно реальное выполнение условий, установленных частью 1 статьи 14 Федерального закона от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ. Для создания дополнительных гарантий надлежащего выполнения указанных условий следует рекомендовать внести изменения в Федеральный закон от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ, предусматривающие предоставление Фонду полномочий самостоятельно запрашивать в регистрирующих и иных органах информацию, касающуюся мониторинга выполнения условий предоставления финансовой помощи из Фонда.

    Для обеспечения возможности самостоятельной проверки Фондом выполнения указанных условий нормативными правовыми актами следует определить:

    1. органы, обеспечивающие сбор и обработку данных, необходимых для указанного мониторинга;
    2. обязанность субъектов отчетности представлять необходимые сведения.

    Можно назвать два разумных варианта решения данной проблемы:

    1. получение информации из Федеральной службы государственной статистики, для чего необходимо внесение изменений в статистический инструментарий Федеральной службы государственной статистики с целью организации сбора сведений о достижении в субъектах Российской Федерации и муниципальных образованиях параметров, связанных с параметрами, указанными Федеральным законом от 21 июля 2007 года N 185-ФЗ в качестве условий предоставления финансовой помощи из Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, и в частности о доле многоквартирных домов, управляемых товариществами собственников жилья;
    2. получение информации из Федеральной налоговой службы Российской Федерации. При этом нормативным правовым актом следует обязать товарищества собственников жилья представлять Федеральной налоговой службе Российской Федерации сведения об управляемых ими многоквартирных домах, а Федеральной налоговой службе Российской Федерации - собирать и обобщать эти сведения.

    Для целей создания благоприятных условий для внедрения новых, предусмотренных Жилищным кодексом Российской Федерации институтов управления многоквартирными домами выглядит привлекательной перспектива принятия серии нормативных правовых актов:

    • упорядочивающих документирование управления многоквартирным домом в комплексе, а именно регистрацию уполномоченным органом решений общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, решений общего собрания членов товарищества собственников жилья, договоров управления многоквартирным домом;
    • максимально облегчающих собственникам помещений в многоквартирном доме процедуры получения из уполномоченного органа вышеуказанных документов и сведений, касающихся управления таким домом.

    Юридическая помощь, обращайтесь.

    Спасибо сказали 42 человека
Оставить комментарий

Смотрите также