юрист
Пример: «Куда подать иск»
-
Марат
Госжилинспекция
Добрый день! Может ли выступать опорой для граждан - Госжилинспекция?
Добрый день, Марат!
Низкое качество предоставляемых жилищно-коммунальных услуг является проблемой для каждого. Повышение качества коммунальных услуг в настоящее время - один из актуальных вопросов. Уровень жилищно-коммунального обслуживания затрагивает интересы всего населения, определяя во многом уровень жизни граждан, их благосостояние.
Зачастую управляющие компании некачественно предоставляют коммунальные услуги. Для защиты своих прав граждане и организации обращаются в Государственный жилищный надзор, представляющий собой деятельность уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, направленную на предупреждение, выявление и пресечение нарушений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами требований, установленных жилищным законодательством (в том числе по использованию и сохранности жилищного фонда независимо от его формы собственности), законодательством Российской Федерации об энергосбережении и повышении энергетической эффективности посредством организации и проведения проверок указанных лиц, принятия предусмотренных законодательством Российской Федерации мер по пресечению и (или) устранению выявленных нарушений. Также Государственный жилищный надзор представляет деятельность указанных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по систематическому наблюдению за исполнением обязательных требований, анализу и прогнозированию состояния исполнения обязательных требований при осуществлении органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями и гражданами своей деятельности.
Главной задачей государственной жилищной инспекции в Российской Федерации является контроль за обеспечением прав и законных интересов граждан и государства при предоставлении населению жилищных и коммунальных услуг, отвечающих требованиям федеральных стандартов качества, за использованием и сохранностью жилищного фонда и общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме независимо от их принадлежности.
Рассмотрим и проанализируем существующую на сегодняшний день судебную практику из деятельности такого института, как Государственный жилищный надзор в РФ.
В сферу деятельности государственного жилищного надзора входит проведение внеплановых проверок с целью контроля за соблюдением положений Жилищного кодекса Российской Федерации, требований Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.08.2006 N 491, Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.
Так, общество с ограниченной ответственностью "ТСЖ-Сервис" обратилось в Арбитражный суд Хабаровского края с заявлением о признании отдельных пунктов предписания Государственной жилищной инспекции Правительства Хабаровского края незаконными.
Суть дела: на основании обращения жильцов жилищной инспекцией была проведена внеплановая проверка, в ходе которой были установлены многочисленные нарушения Правил и норм технической эксплуатации жилищного фонда, утвержденных Постановлением Госстроя России от 27.09.2003 N 170.Свои требования ООО "ТСЖ-Сервис" основывало на том, что единовременное выполнение всего объема необходимых работ невозможно в связи с отсутствием достаточных денежных средств, при этом жилищное законодательство не предусматривает обязанности выполнения услуг и работ по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме без соразмерной оплаты таких услуг и работ.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего: поскольку ООО "ТСЖ-Сервис" приняло на себя исполнение обязательств по содержанию в надлежащем состоянии общего имущества многоквартирного дома, то оно обязано производить весь комплекс работ для поддержания имущества в исправном состоянии вне зависимости от того, имеется ли по какому-либо вопросу решение общего собрания собственников многоквартирного жилого дома (Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 13 апреля 2012 г. N Ф03-1128/2012 по делу N А73-9633/2011).
Данные выводы суда следует признать полностью, так как согласно правовой позиции, изложенной в Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10, все текущие, неотложные, обязательные сезонные работы и услуги считаются предусмотренными в договоре в силу норм содержания дома как объекта и должны осуществляться управляющими компаниями независимо от того, упоминаются ли в договоре соответствующие конкретные действия и имеется ли по вопросу необходимости их выполнения особое решение общего собрания собственников помещений в доме. Кроме того, управляющие организации выступают в этих отношениях как специализированные коммерческие организации, осуществляющие управление многоквартирными домами в качестве своей основной предпринимательской деятельности. Поэтому определение в договоре должного размера платы за предвиденное при обычных условиях, нормально необходимое содержание и текущий ремонт жилого дома с учетом его естественного износа является их предпринимательским риском.Органы государственного жилищного надзора вправе выдавать предписания управляющим компаниям по устранению выявленных нарушений.
Так, управляющей компании "Благострой-С" было выдано предписание жилищной инспекции о получении в специализированной организации, имеющей лицензию, заключения по образованию и развитию вертикальных трещин в стеновой панели (наружной) общей комнаты квартиры N 87 дома N 16 на улице Есенина и рекомендации по устранению деформаций. Однако, не согласившись с данным предписанием, управляющая компания обратилась в арбитражный суд с доводами о том, что в случае отсутствия решений общего собрания собственников помещений управляющая или подрядная организация не вправе выполнять предписанные услуги и работы и не может отвечать за последствия невыполнения таких работ и услуг, а органы государственной жилищной инспекции субъектов Российской Федерации не вправе давать предписания об их выполнении. Суды первой и апелляционной инстанций посчитали данные доводы верными и удовлетворили требования управляющей компании. Однако Высший Арбитражный Суд РФ отменил решения судов, указав, что суды исходили из противоположного толкования и неверно определили объем, содержание и условия возникновения обязанностей управляющей компании по содержанию многоквартирного жилого дома (Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.09.2010 N 6464/10).
В соответствии со статьей 23.55 КоАП РФ Государственный жилищный надзор РФ является государственным органом, правомочным рассматривать дела об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 7.21 - 7.23 КоАП РФ.
Государственный жилищный надзор РФ обязан следить за нарушениями лицами, ответственными за содержание жилых домов и жилых помещений, правил содержания и ремонта жилых домов и жилых помещений, а в случае выявления фактов таких нарушений привлекать их к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Так, общество с ограниченной ответственностью "Управляющее ремонтно-эксплуатационное предприятие N 1" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением о признании незаконным и отмене Постановления Главного управления Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" от 16.02.2011 N 1-13-0808-9-2011 о привлечении к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.22 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Суть дела: в административный орган от жителя квартиры, Лебедевой Марины Михайловны, поступило обращение с указанием на наличие в названной квартире протечек потолка из-за протечки крыши дома. С целью проверки указанного обращения по вопросу неудовлетворительного состояния кровли на основании распоряжения административного органа сотрудниками инспекции была проведена проверка состояния данного жилого дома. По результатам проведенной проверки в присутствии генерального директора общества С.Н. Дородновой составлен акт проверки от 11.02.2011 N 1-13-0808-9-2011, в котором зафиксированы выявленные нарушения по содержанию и ремонту жилого дома по адресу: Московская область, г. Ивантеевка, Студенческий проезд, 19, - наличие сырых следов протечек с кровли в квартире N 11 (наличие темных пятен на обоях), наличие наледи, снега на кровле. В присутствии генерального директора общества С.Н. Дородновой составлен протокол от 11.02.2011 N 1-13-0808-9-2011 об административном правонарушении, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ.
Свои требования ООО "Управляющее ремонтно-эксплуатационное предприятие N 1" основывало на том, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена статьей 7.22 КоАП РФ. Кроме того, общество ссылалось на нарушение административным органом порядка привлечения к административной ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего: порядок привлечения к административной ответственности административным органом соблюден; протокол об административном правонарушении составлен в соответствии со статьями 28.2, 25.1 КоАП РФ; постановление по делу об административном правонарушении вынесено в пределах срока давности, предусмотренного статьей 4.5 КоАП РФ; факт административного правонарушения установлен и подтвержден материалами дела. Административное наказание назначено заявителю в минимальном размере санкции статьи 7.22 КоАП РФ (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 30 мая 2011 г. N 10АП-3042/11 по делу N А41-7532/11).
С данными выводами суда следует согласиться полностью. Как указано в пунктах 3 - 3.1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.2011 N 11 "О некоторых вопросах применения Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях", при рассмотрении дел об оспаривании постановлений административных органов о привлечении лиц к административной ответственности, установленной статьей 7.22 КоАП РФ, суды должны исходить из следующего: субъектом данного административного правонарушения является лицо, на которое возложены функции по содержанию и ремонту жилых домов. В данном случае субъектом указанного административного правонарушения является управляющая организация, так как ей согласно статье 162 ЖК РФ переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами жилых домов и (или) жилых помещений.
Государственный жилищный надзор РФ защищает интересы населения в области коммунального обслуживания в части нарушений нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами, а в случае выявления фактов таких нарушений привлекает к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.Так, общество с ограниченной ответственностью "Енисей" обратилось в Арбитражный суд Московской области с заявлением к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" об отмене постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного заместителем начальника Госжилинспекции, которым ООО "Енисей" привлечено к административной ответственности по ст. 7.23 КоАП РФ.
Суть дела: заместитель Солнечногорского городского прокурора в присутствии генерального директора общества вынес постановление о возбуждении в отношении ООО "Енисей" дела об административном правонарушении по ст. 7.23 КоАП РФ, в котором указано, что после окончания проведения плановых профилактических работ в котельной д. Новая Солнечногорского района с 02.06.2011 подача горячего водоснабжения в жилые помещения многоквартирного дома не возобновлена в связи с задолженностью по оплате потребленных у МУП "Городское хозяйство" ресурсов, чем были нарушены Правила предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 N 307. Заместитель Солнечногорского городского прокурора данное постановление направил руководителю государственной жилищной инспекции Московской области для рассмотрения. Госжилинспекцией на основании материалов проверки Главным управлением Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" с участием генерального директора ООО "Енисей" В.П. Пронина вынесено Постановление N 3-1537-2011/3 в отношении ООО "Енисей", которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей за нарушение п. 9 Постановления Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 307 "О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам", а именно в период с 02.06.2011 по 15.06.2011 в квартирах жилого дома N 3, расположенного по адресу: Московская область, Солнечногорский район, д. Новая, отсутствовало горячее водоснабжение.
Свои требования ООО "Енисей" основывало на том, что вина не установлена и не доказана, поскольку обществом были предприняты все зависящие от него меры для соблюдения действующего законодательства; доказательств, свидетельствующих о наличии в действиях ООО "Енисей" состава правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, недостаточно; ООО "Енисей" не имеет других источников дохода, кроме сбора платежей с населения за предоставляемые жилищно-коммунальные услуги, поэтому из-за отсутствия таких платежей со стороны населения ООО "Енисей" не имело возможности погасить образовавшуюся задолженность перед МУП "Городское хозяйство". Общество также обратило внимание на то, что в материалах дела не указано, какие еще меры, зависящие от ООО "Енисей", оно не предприняло для соблюдения действующего законодательства. По мнению общества, в деятельности ООО "Енисей" отсутствует состав административного правонарушения (виновность), поэтому оно не может быть признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 7.23 КоАП РФ, и привлечено к ответственности.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего: граждане многоквартирного дома, которые являются потребителями коммунальных услуг и добросовестно оплачивают расходы за них, не должны быть ограничены в правах или находиться в зависимости от договорных отношений управляющей компании с третьими лицами (поставщиками коммунальных ресурсов), поскольку ООО "Енисей" взяла на себя обязательства по предоставлению коммунальных услуг и несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение принятых на себя обязательств. Необходимо учесть и то обстоятельство, что МУП "Городское хозяйство" является ресурсоснабжающей организацией, не вступает в непосредственные отношения с потребителями (жильцами дома), не получает от собственников помещений плату за поставляемую горячую воду, то есть не является исполнителем коммунальных услуг в смысле, заложенном в нормы ст. 7.23 КоАП РФ (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 14 декабря 2011 г. N 10АП-8423/11 по делу N А41-25404/11).
С данными выводами суда следует согласиться, так как согласно п. 9 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам (утв. Постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 г. N 307) при предоставлении коммунальных услуг должна быть обеспечена в том числе и бесперебойная подача в жилое помещение коммунальных ресурсов надлежащего качества в объемах, необходимых потребителю.
Государственный жилищный надзор РФ рассматривает возможность привлечения к административной ответственности, предусмотренной статьей 7.21 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случае установления фактов самовольного (т.е. без согласия с архитектурной, эксплуатационной, коммунальной и т.п. службами органов местного самоуправления) осуществления перепланировки гражданами, а также нарушения установленного порядка эксплуатации жилых помещений и их оборудования.
Так, П.С.О., являясь собственником квартиры N ___ дома N ___ по ___________ бульвару в г. Москве, произвел самовольную перепланировку и переустройство данного жилого помещения без согласования в установленном порядке, о чем 09.06.2008 ведущим специалистом инспекции по надзору за переустройством помещений в жилых домах по СЗАО г. Москвы К. были составлены акт проверки и протокол об административном правонарушении. Постановлением первого заместителя начальника Государственной жилищной инспекции г. Москвы Н.С.Н. от 26.06.2008 П.С.О. был признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ, и ему назначено административное наказание в виде штрафа в размере 2500 рублей.
Собственник жилого помещения не согласился с данным Постановлением и обратился с суд. Он считал, что дело об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с отсутствием события данного административного правонарушения.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд исходил из следующего: факт совершения административного правонарушения и виновность П.С.О. подтверждены доказательствами - протоколом об административном правонарушении, копией свидетельства о государственной регистрации права П.С.О. на квартиру N ___ по адресу: г. Москва, ______________ бульвар, д. ___, планом данной квартиры, актом проверки и предписанием от 09.06.2008, поэтому выводы должностного лица о наличии в действиях П.С.О. состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 7.21 КоАП РФ, являются правильными. Достоверность и допустимость указанных доказательств сомнений у судов не вызвали (Постановление Московского городского суда от 28 января 2011 г. N 4а-3444/10).
Хотелось бы сделать определенные выводы о деятельности государственного жилищного надзора РФ.- Жилищная инспекция является достаточно эффективным органом государственной власти для защиты, охраны, восстановления нарушенных прав при некачественном оказании коммунальных услуг, права нормально использовать принадлежащие гражданам жилые помещения и права пользоваться коммунальными услугами.
- Государственный жилищный надзор РФ является специализированным органом исполнительной власти. Преимущество обращения в жилищную инспекцию, а не в суд состоит в том, что в деятельности первой меньше формальных моментов, затягивающих восстановление нарушенных прав. Для обращения в инспекцию достаточно заявления о предполагаемом нарушении прав, а дальше она уже сама будет проводить проверку.
-
ВалентинаОтветственность управляющей организации
Добрый день. Скажите пожалуйста, Владимир, предусмотрена ли административная ответственность за непередачу управляющей многоквартирным домом организацией технической документации на многоквартирный дом вновь выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации (в связи с невыполнением управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом)?
-
Галина ЭдуардовнаПроверка жалоб граждан
Добрый день, столкнулись с такой ситуацией, что территориальный орган государственной жилищной инспекции РФ (далее - инспекция) на основании жалобы граждан о протечке кровли в жилом здании провел внеплановую проверку управляющей организации. По результатам проверки инспекция выдала управляющей организации предписание, согласно которому организация в том числе обязана за свой счет произвести осмотр и установить причины протекания кровли. Правомерно ли подобное предписание, учитывая тот факт, что выдача предписаний или предложений о проведении за счет проверяемых лиц мероприятий по контролю запрещена законом?
-
ДаринаФункции технического обслуживания
Добрый день. Если управляющей организации переданы функции по обслуживанию, содержанию, эксплуатации, ремонту и обеспечению коммунальными услугами многоквартирного жилого дома, может ли управляющая организация быть привлечена к ответственности по ст. 7.22 КоАП РФ, если административным органом выявлено нарушение санитарно-эпидемиологических требований к жилым помещениям, установленных Федеральным законом от 30.03.1999 N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения"?
Смотрите также