юрист
Пример: «Куда подать иск»
-
Тамара Мирзаевна
Административная ответственность за нарушение
Добрый день. Владимир, какая административная ответственность за нарушение нормативов обеспечения населения коммунальными услугами?
Добрый день, Тамара Мирзаевна!
Качество предоставляемых населению коммунальных услуг должно соответствовать Требованиям, приведенным в приложении N 1 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 6 мая 2011 г. N 354.
На основании ч. 15 ст. 161 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) организация, осуществляющая поставки ресурсов, необходимых для предоставления коммунальных услуг, отвечает за поставки указанных ресурсов надлежащего качества до границ общего имущества в многоквартирном доме и границ внешних сетей инженерно-технического обеспечения данного дома, если иное не установлено договором с такой организацией.
В силу ст. 162 ЖК РФ управляющая организация обязуется выполнять работы и (или) оказывать услуги по управлению многоквартирным домом, оказывать услуги и выполнять работы по надлежащему содержанию и ремонту общего имущества в таком доме, предоставлять коммунальные услуги собственникам помещений в таком доме и пользующимся помещениями в этом доме лицам, осуществлять иную направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность.
Управляющая организация несет ответственность за качество коммунального ресурса в пределах границ общего имущества в многоквартирном доме путем обеспечения состояния общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества.За нарушение нормативного уровня или режима обеспечения населения коммунальными услугами ст. 7.23 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ) предусмотрена ответственность в виде административного штрафа на должностных лиц в размере от пятисот до одной тысячи рублей; на юридических лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.
Изложенное позволяет сделать вывод, что субъектами рассматриваемого административного правонарушения являются управляющие компании и ресурсоснабжающие организации. Попытки оспорить в суде решения административных органов о привлечении к ответственности по данной статье в большинстве случаев являются безрезультатными.
Так, Верховный Суд Российской Федерации рассмотрел жалобу на решение Арбитражного суда Курганской области от 14 мая 2014 г. и на Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 4 августа 2014 г. по делу по заявлению ресурсоснабжающей организации об оспаривании Постановления Государственной жилищной инспекции Курганской области о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ об административных правонарушениях (Постановление N 309-АД14-4517 от 24 февраля 2015 г.). Первая инстанция отказала в удовлетворении заявленных требований, вторая инстанция оставила решение без изменения. Как установлено судами по данному делу, в ходе проверки (27.11.2012) выполнены замеры температуры горячей воды на вводе трубопровода горячего водоснабжения в подвале дома и в точках водоразбора - у потребителей в квартирах жилого дома. Выявлено, что на вводе в жилой дом N 71 температура горячей воды составила 39 °C; в квартирах N 1, 16, 73, 78, 71, 72 температура горячей воды при открытии крана составляет 19 °C, после слива в течение 3 минут - 35 °C. Доводы заявителя о том, что он как ресурсоснабжающая организация не является субъектом правонарушения, поскольку таким субъектом является исполнитель коммунальных услуг - управляющая компания, судом были отклонены. Суд указал следующее: "Оценка наличия в действиях ресурсоснабжающей организации состава вменяемого административного правонарушения зависит от установления реальной возможности обеспечить надлежащее качество коммунальной услуги горячего водоснабжения в связи с достаточной температурой горячей воды, подаваемой ресурсоснабжающей организацией.В случае недостаточной температуры теплоносителя, подаваемого ресурсоснабжающей организацией, у исполняющей компании отсутствует возможность обеспечения населения коммунальной услугой надлежащего качества".
Важным моментом в данном деле является факт, что заявитель в силу сложившихся взаимоотношений с гражданами-потребителями является лицом, реализующим им за плату коммунальную услугу, то есть исполнителем коммунальной услуги по горячему водоснабжению. С учетом изложенного суд пришел к выводу о наличии сложившихся договорных отношений между жильцами дома и заявителем по возмездному оказанию им коммунальной услуги по горячему водоснабжению.
Верховный Суд РФ оставил решения судов без изменений, а жалобу общества без удовлетворения.
При этом следует отметить, что за схожее правонарушение может быть привлечена и управляющая компания. Десятый арбитражный апелляционный суд рассмотрел заявление управляющей компании к Главному управлению Московской области "Государственная жилищная инспекция Московской области" о признании незаконным и отмене постановления, которым заявитель привлечен к административной ответственности, предусмотренной ст. 7.23 КоАП РФ (Постановление от 19 августа 2016 г. по делу N А41-29061/16). Как следует из материалов дела, сотрудниками Госжилинспекции Московской области в отношении общества проведена проверка соблюдения жилищного законодательства при оказании услуг по управлению многоквартирным жилым домом. В ходе проверки в точках водозабора квартиры 79 произведен замер температуры горячей воды, температура составила 55,1 °C, что не соответствует нормативной температуре. Постановлением по делу об административном правонарушении от 19.05.2016 общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ст. 7.23 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в сумме 5 000 рублей. Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд высказал свою позицию о том, что как лицо, оказывающее услуги на возмездной основе, несет ответственность за предоставление коммунальной услуги надлежащего качества именно управляющая компания, которая должна принимать меры по устранению нарушения режимов и параметров передаваемой горячей воды в точке разбора, установленной на вводе в указанный дом. В материалы дела не представлены доказательства принятия обществом мер для соблюдения требования к режиму предоставления услуги по горячему водоснабжению.
Суд указал на тот факт, что "заявитель не оспорил в судебном порядке неправомерные действия третьих лиц, не предъявил в суд требований о надлежащем исполнении ими своих обязательств на поставку тепловой энергии на горячее водоснабжение, также не обращался в иные органы государственной власти с заявлениями о принятии мер по обеспечению надлежащего горячего водоснабжения обслуживаемого заявителем дома".
Согласно изложенной выше позиции суда управляющая компания должна обращаться в органы государственной власти с заявлениями о принятии мер по обеспечению надлежащего горячего водоснабжения, в связи с чем интересным представляется дело N А03-1574/2016, рассмотренное Арбитражным судом Западно-Сибирского округа (Постановление от 7 февраля 2017 г.). Согласно материалам дела в арбитражный суд обратилась управляющая компания с заявлением о признании незаконным бездействия государственной инспекции, выразившегося в непроведении проверки по заявлению общества о нарушении нормативного уровня обеспечения населения коммунальными услугами. По мнению инспекции, у нее отсутствовали правовые основания для проведения проверки и возбуждения дела об административном правонарушении в отношении ресурсоснабжающей организации, не являющейся исполнителем коммунальных услуг. Суд, в свою очередь, разъяснил, что в "процессе исполнения коммунальной услуги по предоставлению горячего водоснабжения помимо непосредственного исполнителя коммунальной услуги участвует и организация, осуществляющая эксплуатацию централизованной системы горячего водоснабжения, суды первой и апелляционной инстанций обоснованно указали на ответственность данных лиц, участвующих в обеспечении потребителя горячей водой, за качество подаваемой воды в границах принадлежности соответствующих сетей". Требование, заявленное управляющей организацией, было судом удовлетворено.Таким образом, на основании вышеизложенных судебных дел можно сделать вывод, что управляющая компания помимо обеспечения состояния общего имущества в многоквартирном доме на уровне, необходимом для предоставления коммунальных услуг надлежащего качества, должна обращаться в государственные органы с заявлениями о проведении проверок действий третьих лиц, нарушающих нормативы предоставления ресурсов, необходимых для оказания коммунальных услуг.
Существует административная практика привлечения субъектов электроэнергетики, являющихся по отношению к потребителям исполнителями коммунальной услуги по электроснабжению, к ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ в случаях реализации населению электрической энергии ненадлежащего качества. Согласно ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуске обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных ст. 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, ч. 2 ст. 11.21, ст. 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.
Указанная выше практика административных органов не поддерживается судами, которые квалифицируют данное нарушение по ст. 7.23 КоАП РФ. Так, Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в Постановлении от 31 октября 2016 г. (дело N А32-20098/2016) признал незаконным и отменил постановление административного органа о привлечении общества к ответственности по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Согласно протоколу об административном правонарушении и оспариваемому Постановлению реализовывалась электрическая энергия ненадлежащего качества. Из содержания акта проверки следует, что административным органом проводился контроль качества электрической энергии на опоре N 17 и опоре N 6/5, которые являются точками поставки в жилые частные дома потребителей электроэнергии (физических лиц). Апелляционный суд указал, что судом первой инстанции не учтено, что общество в указанных точках оказывает коммунальную услугу - энергоснабжение, предназначенную для приобретения и использования гражданами исключительно для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Апелляционный суд пояснил, что "при указанных обстоятельствах вывод суда первой инстанции о том, что предметом проверки является товар, подлежащий обязательной сертификации, а не коммунальная услуга - энергоснабжение, является несостоятельным, противоречащим материалам административного дела.
Таким образом, выявленное нарушение неправильно квалифицировано по ч. 1 ст. 14.43 КоАП РФ. Правонарушение, выявленное административным органом, характеризуется несоблюдением нормативного уровня обеспечения населения коммунальной услугой (электроснабжением), ответственность за которое предусмотрена специальной по отношению к части 1 статьи 14.43 КоАП РФ, а именно нормой статьи 7.23 КоАП РФ".
Верховный Суд РФ в Определении от 6 февраля 2017 г. N 308-АД16-19807 посчитал, что доводы жалобы административного органа на указанное Постановление не могут быть признаны достаточным основанием для пересмотра обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
-
АврораОбщее управление многоквартирным домом
Добрый день, Владимир! Будет ли предусмотрена административная ответственность для управляющей организации за нераскрытие информации об управлении многоквартирным домом в период с 01.05.2015 по 01.06.2016?
-
ВалентинаОтветственность управляющей организации
Добрый день. Скажите пожалуйста, Владимир, предусмотрена ли административная ответственность за непередачу управляющей многоквартирным домом организацией технической документации на многоквартирный дом вновь выбранной собственниками помещений в многоквартирном доме управляющей организации (в связи с невыполнением управляющей организацией условий договора управления многоквартирным домом)?
-
Ульянач. 2 ст. 7.24 КоАП РФ
Добрый день, подлежит ли привлечению к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 7.24 КоАП РФ, организация - арендатор здания, являющегося федеральной собственностью и находящегося на праве хозяйственного ведения у федерального государственного унитарного предприятия, если данное здание передано в аренду без согласия собственника имущества?
Смотрите также