Часто задаваемые вопросы - Автоюрист
Бесплатная консультация автоюриста
  • Лишение водительских прав

    Настоящая статья является ответами практикующего автоюриста на часто задаваемые вопросы.

    ЛИШЕНИЕ ВОДИТЕЛЬСКИХ ПРАВ: ЮРИДИЧЕСКИЕ ОСНОВАНИЯ ДЛЯ ОСПАРИВАНИЯ И НАКАЗАНИЯ

    Настоящая статья является ответами практикующего автоюриста на часто задаваемые вопросы.

    Лица, привлекаемые к ответственности в области дорожного движения

    Назначение административного наказания в виде лишения права управления транспортными средствами за совершение административных правонарушений, предусмотренных гл. 12 КоАП РФ, возможно:

    1. лицам, получившим в установленном законом порядке такое право;
    2. лицам, лишенным права управления транспортными средствами;
    3. лицам, чье право управления транспортными средствами временно ограничено по основаниям, предусмотренным законом (ст. 25, 26, 28 Федерального закона от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", ст. 67.1 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве")".

    НЕДОПУСТИМОСТЬ ДОКАЗАТЕЛЬСТВ ПО АДМИНИСТРАТИВНОМУ ДЕЛУ

    При рассмотрении дел об административных правонарушениях в области дорожного движения необходимо учитывать, что не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, например (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ):

    • протокола об административном правонарушении;
    • протокола о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении;
    • акта освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
    • акта медицинского освидетельствования на состояние опьянения,

    если указанные доказательства получены с нарушением закона.

    Нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано, в частности:

    • получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности;
    • требование о применении мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении с участием понятых или с использованием видеозаписи.

    Присутствие понятых или применение видеозаписи

    В соответствии с ч. 2 и 6 ст. 25.7 КоАП РФ в случаях, предусмотренных главой 27 и ст. 28.1.1 КоАП РФ, обязательно присутствие понятых или применение видеозаписи.

    Если при:

    • отстранении от управления транспортным средством;
    • проведении освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
    • направлении на медицинское освидетельствование на состояние опьянения,

    не велась видеозапись, то меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении были применены с нарушением требований ст. 27.12 КоАП РФ.

    Достоверность показаний понятых, свидетелей

    При указании в соответствующем протоколе на участие понятых судья при необходимости может проверить их фактическое присутствие при совершении процессуальных действий, в том числе опросить таких лиц в качестве свидетелей.

    В случае осуществления видеозаписи для фиксации порядка применения мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, за исключением личного досмотра, эти процессуальные действия совершаются в отсутствие понятых, о чем делается запись в протоколе либо акте освидетельствования на состояние алкогольного опьянения. При этом видеозапись должна прилагаться к процессуальному документу для приобщения к материалам дела об административном правонарушении (статьи 25.7, 27.12 КоАП РФ).

    Достоверность видеозаписи

    При оценке видеозаписи на предмет ее достоверности и допустимости необходимо учитывать ее:

    • непрерывность;
    • полноту (обеспечивающую в том числе визуальную идентификацию объектов и участников проводимых процессуальных действий, аудиофиксацию речи);
    • последовательность;
    • соотносимость с местом и временем совершения административного правонарушения, отраженными в иных собранных по делу доказательствах (статья 26.11 КоАП РФ).

    АДМИНИСТРАТИВНЫЙ ПРОТОКОЛ

    Уведомление лица о составлении протокола

    Протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого возбуждено производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие этого лица протокол может быть составлен только при наличии сведений о его надлежащем извещении о месте и времени составления протокола (ст. 28.2 КоАП РФ).

    В силу ч. 1 ст. 25.15 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, извещаются или вызываются в суд, орган или к должностному лицу, в производстве которых находится дело, заказным письмом с уведомлением о вручении, повесткой с уведомлением о вручении, телефонограммой или телеграммой, по факсимильной связи либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование извещения или вызова и его вручение адресату.

    О месте и времени составления протокола об административном правонарушении лицо извещается посредством направления соответствующего уведомления заказным письмом по месту жительства.

    Лицо, в отношении которого ведется производство по делу, считается извещенным о времени и месте судебного рассмотрения и в случае, когда из указанного им места жительства (регистрации) поступило сообщение об отсутствии адресата по указанному адресу, о том, что лицо фактически не проживает по этому адресу либо отказалось от получения почтового отправления, а также в случае возвращения почтового отправления с отметкой об истечении срока хранения, если были соблюдены положения условий приема, вручения, хранения и возврата почтовых отправлений разряда "Судебное".

    Если по данным внутрироссийского почтового идентификатора и копии конверта почтовое отправление прибыло в место вручения, в тот же день имела место неудачная попытка вручения и адресату оставлено извещение, однако письмо им не получено (письмо было возвращено отправителю из-за истечения срока хранения), то данное уведомление считается надлежащим, а адресат – уведомленным, по последнему известному месту жительства.

    Ошибки протокола об административном правонарушении

    В порядке подготовки дела к рассмотрению судья должен также установить, правильно ли составлен протокол об административном правонарушении с точки зрения:

    • полноты исследования события правонарушения;
    • полноты сведений о лице, его совершившем;
    • соблюдения процедуры оформления протокола.

    Существенный недостаток протокола об административном правонарушении

    Существенным недостатком протокола (отстранение от управления транспортным средством, задержание транспортного средства, освидетельствование на состояние алкогольного опьянения и медицинское освидетельствование на состояние опьянения, досмотр транспортного средства и др.) является отсутствие данных, прямо перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП РФ, и иных сведений в зависимости от их значимости для данного конкретного дела об административном правонарушении.

    Например,

    • отсутствие данных о том, владеет ли лицо, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, языком, на котором ведется производство по делу;
    • данных о предоставлении переводчика при составлении протокола,
    • и т.п.

    Существенными недостатками протокола является отсутствие данных:

    • дата и место составления протокола;
    • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
    • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
    • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
    • место и время совершения и событие административного правонарушения;
    • статья КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение;
    • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
    • иные сведения, необходимые для разрешения дела.

    Несущественные недостатки протокола об административном правонарушении

    Несущественными недостатками протокола является:

    • недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу;
    • сроков составления протокола об административном правонарушении и направления протокола для рассмотрения, поскольку эти сроки не являются пресекательными судье (ст. 28.5 и ст. 28.8 КоАП РФ);
    • составление протокола в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, если этому лицу было надлежащим образом сообщено о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок и не уведомило о причинах неявки или причины неявки были признаны неуважительными.

    Недостатки протокола, которые могут быть восполнены при рассмотрении дела по существу

    Если на момент рассмотрения в суде жалобы срок давности привлечения лица к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, не истек, дело может быть возвращено на новое рассмотрение.

    При рассмотрении дела суд не лишен возможности истребовать необходимые материалы, в том числе:

    • заключение эксперта;
    • допросить в качестве свидетеля лицо, составившее протокол об административном правонарушении;
    • установить все обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела;
    • в числе прочего уточнить дату, время совершения административного правонарушения и иные пробелы и недостатки протокола.

    При нарушении процедуры, сведения, содержащиеся в процессуальных документах, не могут использоваться в качестве доказательства по делу об административном правонарушении.

    Например, несоблюдение предусмотренной процедуры направления водителя на медицинское освидетельствование на состояние опьянения не может служить препятствием к признанию его виновным в совершении правонарушения по части 1 статьи 12.8 КоАП РФ.

    Однако, то же нарушение исключает привлечение водителя к ответственности за невыполнение законного требования о прохождении медицинского освидетельствования, поскольку законность такого требования подтверждена быть не может.

    НАРОДНАЯ СТАТЬЯ 12.8 КОАП РФ

    В силу п. 6 ч. 1 ст. 27.1 КоАП РФ медицинское освидетельствование на состояние опьянения является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении.

    Определение факта нахождения лица в состоянии опьянения при управлении транспортным средством осуществляется посредством его медицинского освидетельствования в порядке, предусмотренном ст. 27.12 КоАП РФ.

    Частью 1.1 ст. 27.12 КоАП РФ закреплено, что лицо, которое управляет транспортным средством соответствующего вида и в отношении которого имеются достаточные основания полагать, что это лицо находится в состоянии опьянения, либо лицо, в отношении которого вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 12.24 КоАП РФ, подлежит освидетельствованию на состояние алкогольного опьянения в соответствии с ч. 6 указанной статьи.

    Достаточными основаниями полагать, что водитель транспортного средства находится в состоянии опьянения, является наличие одного или нескольких признаков, приведенных в пункте 2 Правил освидетельствования на состояние алкогольного опьянения и оформления его результатов, направления на медицинское освидетельствование на состояние опьянения:

    1. запах алкоголя изо рта;
    2. неустойчивость позы;
    3. нарушение речи;
    4. резкое изменение окраски кожных покровов лица; поведение, не соответствующее обстановке.

    Акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения

    Оценивая акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения в качестве доказательства по делу об административном правонарушении, судья при наличии сомнений в его законности должен проверить:

    • сведения о подготовке врача (за исключением врача-психиатра-нарколога) либо фельдшера (в сельской местности при невозможности проведения освидетельствования врачом), по вопросам проведения медицинского освидетельствования;
    • имеется ли у медицинской организации, в которой проводилось такое освидетельствование, лицензия на осуществление медицинской деятельности, включающей работы и услуги по медицинскому (наркологическому) освидетельствованию.

    Акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения не может считаться достоверным и допустимым доказательством такого состояния водителя в следующих случаях:

    • в материалах дела отсутствуют доказательства наличия хотя бы одного из перечисленных выше оснований отстранения водителя от управления транспортным средством и проведения в отношении него освидетельствования на состояние алкогольного опьянения;
    • материалами дела не подтверждено проведение освидетельствования в присутствии понятых или с применением видеозаписи;
    • использовано специальное техническое средство, не соответствующее установленным требованиям или с нарушением условий его эксплуатации;
    • фальсифицированы результаты освидетельствования;
    • заключение, содержащееся в акте, не соответствует результатам освидетельствования;
    • акт составлен не по форме и заполнен с нарушением установленных требований, а равно если при составлении акта допущены ошибки.

    Употребление за рулем лекарственных препаратов

    Управление транспортным средством лицом, употребившим лекарственные препараты, не содержащие:

    1. этилового спирта;
    2. наркотических средств;
    3. психотропных веществ,

    не может служить основанием для привлечения к ответственности, предусмотренной статьей 12.8 и ч. 3 ст. 12.27 КоАП РФ.

    Лицо не может быть привлечено к административной ответственности, если в биологическом объекте освидетельствуемого, обнаружено вещество, а также его аналоги, не внесенные в перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, подлежащих контролю в РФ.

    СУДОПРОИЗВОДСТВО

    Возврат протокола об административном правонарушении

    Суд обязан вернуть протокол об административном правонарушении и другие материалы дела в орган или должностному лицу, которыми составлен протокол, в том случае, когда:

    • протокол об административном правонарушении составлен неправомочным лицом;
    • когда протокол или другие материалы оформлены неправильно;
    • материалы представлены неполно.

    Полномочия должностного лица на составление протокола

    Проверяя полномочия должностного лица на составление протокола, суды должны учитывать положения, содержащиеся в статье 28.3 КоАП РФ, а также нормативные акты соответствующих федеральных органов исполнительной власти (ч. 4 ст. 28.3 КоАП РФ).

    В случае реорганизации федеральных органов исполнительной власти судам необходимо проверять, сохранено ли за соответствующими должностными лицами этих органов право на составление протокола и рассмотрение дела об административном правонарушении и не переданы ли эти функции должностным лицам других федеральных органов исполнительной власти.

    В случае упразднения указанных в главе 23 КоАП РФ или в законе субъекта Российской Федерации органа, учреждения, их структурных подразделений, должностными лицами которых был составлен протокол, либо упразднения должности должностного лица до внесения соответствующих изменений и дополнений в КоАП РФ или в закон субъекта Российской Федерации подведомственные им дела об административных правонарушениях рассматриваются судьями (ч. 1 ст. 22.3 КоАП РФ). 

    АДМИНИСТРАТИВНОЕ НАКАЗАНИЕ

    Назначение наказания

    При назначении административного наказания необходимо учитывать (1) характер совершенного правонарушения и (2) личность виновного, включая его имущественное положение и обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность (ч 2 ст. 4.1 КоАП РФ).

    Характер административного правонарушения - есть степень его общественной опасности (вредности).

    Обстоятельства, смягчающие и отягчающие административную ответственность

    Перечень смягчающих обстоятельств носит примерный, а отягчающих - исчерпывающий характер (ст. 4.2 и 4.3 КоАП РФ).

    Судья вправе признать обстоятельством, смягчающим административную ответственность, и то обстоятельство, которое не предусмотрено законодательством.

    В качестве обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд может учитывать лишь те обстоятельства, которые прямо указаны в КоАП РФ.

    Обстоятельства, смягчающие административную ответственность

    Обстоятельствами, смягчающими административную ответственность, признаются:

    • раскаяние;
    • добровольное прекращение противоправного поведения;
    • добровольное сообщение о совершенном административном правонарушении;
    • оказание содействия в установлении обстоятельств, подлежащих установлению по делу об административном правонарушении;
    • предотвращение вредных последствий административного правонарушения;
    • добровольное возмещение причиненного ущерба или добровольное устранение причиненного вреда;
    • добровольное исполнение предписания об устранении допущенного нарушения;
    • совершение административного правонарушения в состоянии сильного душевного волнения (аффекта);
    • совершение административного правонарушения при стечении тяжелых личных или семейных обстоятельств;
    • совершение административного правонарушения несовершеннолетним;
    • совершение административного правонарушения беременной женщиной или женщиной, имеющей малолетнего ребенка;
    • и другие обстоятельства.

    Обстоятельства, отягчающие административную ответственность

    Обстоятельствами, отягчающими административную ответственность, признаются:

    • продолжение противоправного поведения, несмотря на требование уполномоченных на то лиц прекратить его;
    • повторное совершение однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 КоАП РФ за совершение однородного административного правонарушения;
    • вовлечение несовершеннолетнего в совершение административного правонарушения;
    • совершение административного правонарушения группой лиц;
    • совершение административного правонарушения в условиях стихийного бедствия или при других чрезвычайных обстоятельствах;
    • совершение административного правонарушения в состоянии опьянения либо отказ от прохождения медицинского освидетельствования на состояние опьянения при наличии достаточных оснований полагать, что лицо, совершившее административное правонарушение, находится в состоянии опьянения.

    Начало срока лишения прав

    Постановление судьи о назначении административного наказания в виде лишения права управления транспортным средством может быть обжаловано водителем в вышестоящий суд в течение 10 суток со дня вручения или получения копии постановления (ч. 1 ст. 30.3 КоАП РФ).

    Если указанное постановление не было обжаловано, то оно вступает в законную силу после истечения установленного срока для обжалования (п. 1 ст. 31.1 КоАП РФ).

    В течение 3 рабочих дней со дня вступления постановления в силу водитель должен сдать водительское удостоверение (а в случае утраты - написать заявление) в орган ГИБДД, указанный в постановлении (ч. 1.1 ст. 32.7 КоАП РФ; п. 32 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 25.06.2019 N 20).

    Постановление о назначении административного наказания не подлежит исполнению в случае, если это постановление не было приведено в исполнение в течение 2 лет со дня его вступления в законную силу (ч. 1 ст. 31.9 КоАП РФ).

    Но, срок исполнения указанного постановления и срок лишения права управления транспортным средством прерываются до сдачи соответствующего удостоверения, его изъятия или направления заявления об утрате (ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ).

    Со дня сдачи водителем либо изъятия у него водительского удостоверения течение прерванного срока лишения права управления транспортным средством продолжается (ч. 2 ст. 32.7 КоАП РФ).

    Истечение срока давности привлечения к административной ответственности

    Если срок давности привлечения правонарушителя к административной ответственности, установленный ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ для данной категории дел, истек, то дело не может быть ни рассмотрено судьей ни направлено (по жалобе) на новое рассмотрение для устранения допущенных им нарушений требований КоАП РФ.

    Например, постановление по делу об административном правонарушении по ст. 12.8 КоАП РФ не может быть вынесено по истечении 1 года со дня совершения административного правонарушения, а по ст. 12.9  - за превышение установленной скорости движения – по истечении 60 календарных дней, а если дело рассматривал судья - 90 календарных дней.

    При таких обстоятельствах производство по делу об административном правонарушении подлежит прекращению в связи с истечением срока давности привлечения к административной ответственности (п. 4 ч. 2 ст. 30.17 и п. 6 ч. 1 статьи 24.5 КоАП РФ).

     Имею большой и успешный опыт решения аналогичных споров.

    Обращайтесь к автоюристу, обязательно помогу.

    май 2024

    Спасибо сказали 285 человек
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Виктор
    Лишение водительских прав за неуплату алиментов

    Добрый день! 

    Ограничивают ли езду или лишают прав за долги по алиментам, если долг больше 10т. р., Долг у меня 30т. р. приставы кричат плати или права будут не действительны, права на руках, ни кто не забирал, (хотя по закону они вроде как должны их изъять)

     Пошел к юристу чтобы подать иск в суд на снижение платы по алиментам (это другая проблема), он говорит что права у тебя никто не заберет и не ограничит езду, т. к. закона официально такого нет. Долг в любом случае никуда не денется и его придется выплачивать, но не в срочном порядке. А по поводу прав езди спокойно.

    Так вот кому верить то???