юрист
Пример: «Куда подать иск»
-
Александра
Инспекция не соблюдает сроки при вынесении решений налоговой проверки, что делать?
Владимир, налоговики нарушают сроки при взыскании налоговой задолженности, подскажите каковы наши правовые перспективы оспаривания действий ФНС: законно ли взыскание налогов, начисленных в таком решении и возможно ли признание незаконным (недействительным, отмена) такого решения?
Добрый день, Александра!
Сроки, установленные ст. 48 НК РФ
При принудительном взыскании суммы налога с налогоплательщика налоговым органом должны быть последовательно соблюдены все сроки, установленные ст. 48 НК РФ как для обращения с заявлением о выдаче судебного приказа, так и для последующего обращения в суд в случае его отмены.
Положения ст. 48 НК РФ во взаимосвязи с иными нормами данного кодекса не предполагают возможности бессрочного взыскания с налогоплательщика налоговой задолженности, направлены на установление надлежащего механизма реализации налогоплательщиками налоговой обязанности при предоставлении гарантий судебного контроля за действиями налогового органа.
Сроки, установленные ст. 70 НК РФ
В ст. 70 НК РФ федеральный законодатель, действуя в рамках своей дискреции, установил сроки направления требования налогоплательщику.
Так, оспариваемое законоположение устанавливает, что требование должно быть направлено налоговым органом налогоплательщику не позднее 3-х месяцев со дня выявления недоимки.Указанную дату выявления недоимки налоговое законодательство не связывает:
- с датой образования соответствующей недоимки;
- сроками проведения налоговой проверки;
- трехлетним предельным сроком глубины охвата выездной налоговой проверки или датой принятия решения по ее результатам;
- сроком давности привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
Таким образом, статья 70 Налогового кодекса Российской Федерации, как определяющая исключительно срок направления налоговым органом требования налогоплательщику, не регулирует иных вопросов, связанных с исчислением сроков на принудительное взыскание налогов.
Практика судов о несоблюдении налоговым органом сроков привлечения налогоплательщика к ответсвенности и уплате недоимки
См. Определение Конституционного Суда РФ от 20.07.2023 N 2164-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Лебедева Марата Юрьевича на нарушение его конституционных прав статьей 70 Налогового кодекса Российской Федерации", а также определения КС РФ от 31 января 2023 г. № 211‑О, от 28 сентября 2023 г. № 2226‑О, от 27 декабря 2023 г. № 3537‑О, от 20 апреля 2017 г. № 790‑О, от 29 сентября 2020 г. № 2318‑О, постановление Президиума ВАС от 25 июля 2006 г. № 11366/05, определение ВС РФ от 31 октября 2017 г. № 305‑КГ17‑5672.
Положения НК РФ, устанавливают:
- 2-х месячный срок на принятие решения о взыскании сумм налоговой задолженности за счет денежных средств на счетах налогоплательщика (п. 3 ст. 46 НК РФ);
- 1 годичный срок на принятие решения о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика во внесудебном порядке;
- 2-х летний срок на взыскание налога за счет имущества налогоплательщика в судебном порядке (п. 1 ст. 47 НК РФ);
- 20-ти дневный срок на направление налогоплательщику требования об уплате налога (п. 2 ст. 70 НК РФ;
- срок на принятие решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ).
Данные нормы не содержат неопределенности и не предполагают их произвольного применения, в том числе в части исчисления и применения предусмотренных ими сроков.
При этом, несоблюдение налоговым органом при совершении определенных действий в рамках осуществления мероприятий налогового контроля сроков не влечет изменения порядка исчисления сроков на принятие мер по взысканию налога, пеней, штрафа в принудительном порядке.
Поэтому, при проверке судом соблюдения налоговым органом сроков осуществления принудительных мер сроки совершения упомянутых действий учитываются в той продолжительности, которая установлена нормами НК РФ.
Несвоевременное совершение налоговым органом действий по взысканию налоговой задолженности не влечет продления совокупного срока принудительного взыскания задолженности, который исчисляется объективно – в последовательности и продолжительности, установленной НК РФ.
Пропущенный налоговой инспекцией по уважительным причинам срок может быть восстановлен судом.
О законности решения налоговой инспекции с пропуском сроков проведения контрольных мероприятий и вынесения решения
Следовательно, оспариваемые положения НК РФ как сами по себе, так и с учетом практики их применения предполагают необходимость учета нарушения налоговым органом сроков проведения контрольных мероприятий и вынесения по их результатам решения при оценке судом правомерности реализации налоговым органом права на принудительное взыскание налоговой задолженности.
Таким образом, взыскание налогов, начисленных в решении налоговой, которое было вынесено за пределами совокупности сроков, установленных налоговым законодательством, незаконно.
О возможности признать незаконным решение налоговой с пропуском сроков
Признание незаконным (недействительным, отмена) такого решения безусловно возможна, в нижеуказанных случаях.
Доводы о несоблюдении установленных в НК РФ сроков могут быть заявлены налогоплательщиком в суде:
- в рамках оспаривания либо требования об уплате налога, пеней и штрафа, направленного ему на основании ст. 70 НК РФ;
- в рамках оспаривания решения о взыскании налога, пеней, штрафа, принятого в соответствии со ст. 46 НК РФ;
- в качестве возражений на иск, предъявленный налоговым органом по правилам ст. 46 НК РФ.
См. п. 31 Постановления Пленума от 30 июля 2013 г. № 57 и Определение ВС от 22 июля 2019 г. № 305‑ЭС19‑2960.
Имею большой и успешный опыт решения налоговых споров.
Обращайтесь к юристу по налоговым спорам, обязательно помогу.
Март 2024
-
Обжалование результатов выездной налоговой проверки
Как признать результат выездной налоговой проверки недействительным?
-
НДС со скидки
В соответствии с условиями договора на поставку продукции, заключенного заводом (поставщиком) и покупателем, поставщик предоставляет покупателю скидку путем изменения цены ранее отгруженных продовольственных товаров, если объем поставленной продукции превысил определенную договором сумму.
Скидка установлена в размере 6 процентов к цене продукции, закупленной у поставщика за отчетный период.
Поскольку в отчетном периоде установленный договором объем закупок был превышен, завод предоставил покупателю скидку, оформив сторнировочный (корректировочный) счет-фактуру на ранее отгруженные товары.
В связи с предоставлением скидки завод одновременно уменьшил сумму налога на добавленную стоимость (далее – НДС), подлежавшую уплате в бюджет за налоговый период, в котором покупателю была предоставлена скидка.
По результатам выездной налоговой проверки налоговым органом (далее – инспекция) составлен акт, на основании которого вынесено решение о привлечении завода к налоговой ответственности за совершение налогового правонарушения, заводу начислены НДС, пеня и штраф, предусмотренный п. 1 ст. 122 НК РФ.
Основанием доначисления послужил вывод инспекции о том, что завод не был вправе корректировать НДС в связи с предоставлением скидки.
Права ли налоговая инспекция?
-
Уменьшить сумму НДС к возмещению
На основании заявления общества налоговым органом принято решение о возмещении обществу в заявительном порядке НДС.
После получения указанной суммы, но до завершения камеральной налоговой проверки общество представило уточненную налоговую декларацию по НДС за тот же период с заявленной суммой налога к возмещению в большем размере.
Налоговый орган отменил ранее принятое решение о возмещении в заявительном порядке НДС в меньшем размере, о возврате полученной налогоплательщиком из бюджета суммы и о начислении на нее процентов в соответствии со ст. 1761 НК РФ.
Соответствует ли требование налогового органа в части начисления процентов на возмещенную (зачтенную) ранее сумму НДС не соответствует налоговому законодательству?
Смотрите также