Часто задаваемые вопросы - Медицинские споры и фармацевтика
Бесплатная юридическая консультация по медицинским спорам
  • Ульяна

    Бесплатное лекарственное обеспечение

    Добрый день, Владимир Валерьевич! У меня дочь-инвалид. Ежедневно для ее лечения требовались инсулиновые иглы и тест-полоски, но детская поликлиника не выписывала рецепты со дня постановки на учёт. Я покупала их сама на протяжении года. Могу я вернуть потраченные суммы, а также компенсировать моральный вред?

    Здравствуйте, Ульяна!

    В соответствии с п. 9 ст. 6.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» дети-инвалиды имеют право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг.

    В состав предоставляемого гражданам из числа категорий, указанных в статье 6.1 настоящего Федерального закона, набора социальных услуг включаются следующие социальные услуги: обеспечение в соответствии со стандартами медицинской помощи необходимыми лекарственными препаратами для медицинского применения по рецептам на лекарственные препараты, медицинскими изделиями по рецептам на медицинские изделия, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов (п. 1 ч. 1 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

    Правительство Российской Федерации утверждает перечень лекарственных препаратов для медицинского применения, в том числе лекарственных препаратов для медицинского применения, назначаемых по решению врачебных комиссий медицинских организаций, перечень медицинских изделий, перечень специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов, обеспечение которыми осуществляется в соответствии с пунктом 1 части 1 настоящей статьи, и порядки формирования таких перечней (ч. 2 ст. 6.2 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ).

    В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.

    Частью 14 названной статьи регламентировано, что стандарт медицинской помощи разрабатывается на основе клинических рекомендаций, одобренных и утвержденных в соответствии с настоящей статьей, в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, и включает в себя усредненные показатели частоты предоставления и кратности применения: 1) медицинских услуг, включенных в номенклатуру медицинских услуг; 2) зарегистрированных на территории Российской Федерации лекарственных препаратов (с указанием средних доз) в соответствии с инструкцией по применению лекарственного препарата и фармакотерапевтической группой по анатомо-терапевтическо-химической классификации, рекомендованной Всемирной организацией здравоохранения; 3) медицинских изделий, имплантируемых в организм человека; 4) компонентов крови; 5) видов лечебного питания, включая специализированные продукты лечебного питания; 6) иного исходя из особенностей заболевания (состояния).

    Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи или не предусмотренных соответствующей клинической рекомендацией, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 15 ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ).

    В соответствии со ст. 37 Федерального закона от 21.11.2011, приказом Минздрава России от 09.11.2012 №750н утвержден Стандарт первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинозависимом сахарном диабете.

    Стандартом первичной медико-санитарной помощи детям при инсулинозависимом сахарном диабете предусмотрено: категория возрастная: дети; пол: любой; фаза: хроническая; стадия: любая; осложнения: вне зависимости от осложнений; вид медицинской помощи: первичная медико-санитарная помощь; условия оказания медицинской помощи: амбулаторно; форма оказания медицинской помощи: плановая; средние сроки лечения (количество дней): 365.

    В названный стандарт, утвержденный приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 09.11.2012 №750н, включена медицинская услуга для лечения заболевания, состояния и контроля за лечением в виде лабораторного исследования уровня глюкозы в крови с помощью анализатора, усредненный показатель кратности применения – 1460 в год, а также лекарственные препараты для медицинского применения – инсулины и их аналоги для инъекционного введения.

    Пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации «О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения» от 30.07.1994 № 890 утвержден Перечень групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно.

    В Приложении № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.07.1994 № 890 в виде таблицы представлены категории населения, которым гарантировано право на получение бесплатных лекарственных средств, и перечень таких лекарственных средств.

    В Разделе «Группы населения» указаны дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, в Разделе «Категории заболеваний» - заболевание «диабет», а в графе «Перечень лекарственных средств и изделий медицинского назначения»– все лекарственные средства, этиловый спирт (100 г в месяц), инсулиновые шприцы, шприцы типа «Новопен», «Пливапен» 1 и 2, иглы к ним, средства диагностики.

    В соответствии со ст. 4.1 Федерального закона от 17.07.1999 № 178-ФЗ органам государственной власти субъектов Российской Федерации переданы для осуществления следующие полномочия Российской Федерации в области оказания государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг: осуществление закупок (в том числе организация определения поставщиков) лекарственных препаратов для медицинского применения, медицинских изделий, а также специализированных продуктов лечебного питания для детей-инвалидов; организация обеспечения населения лекарственными препаратами для медицинского применения, медицинскими изделиями, а также специализированными продуктами лечебного питания для детей-инвалидов, закупленными по государственным контрактам.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 22.10.2016 № 2229-р (действовавшим с 22.10.2016 по 30.12.2018) утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, которым предусмотрены изделия медицинского назначения: автоинъектор инсулина стандартный, со сменным картриджем, наконечник для ручки-скарификатора, игла-скарификатор автоматическая, глюкоза в целях диагностики in vitro, реагент, система мониторинга глюкозы в крови для домашнего использования (использования) у постели больного в целях диагностики in vitro.

    Распоряжением Правительства Российской Федерации от 31.12.2018 № 3053-р утвержден Перечень медицинских изделий, отпускаемых по рецептам на медицинские изделия при предоставлении набора социальных услуг, которым предусмотрены: иглы инсулиновые (игла для автоинъекций), тест-полоски для определения содержания глюкозы в крови (глюкоза ИВД, реагент), шприц-ручка (автоинъектор, используемый со сменным картриджем, механический), инфузионные наборы к инсулиновой помпе (резервуар для амбулаторной инсулиновой инфузионной помпы).

    Российская Федерация - это социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции Российской Федерации).

    В соответствии с п.1 ст. 150 Гражданского кодекса РФ определено, что жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом.

    Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающи ми его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда (ч.1 ст. 151 Гражданского кодекса РФ).

    При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, кот рому причинен вред (ч.2 ст. 151 Гражданского кодекса Российской Федерации).

    Как разъяснено в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда» отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не всегда означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

    Моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с невозможностью продолжать активную общественную жизнь, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий, и др. (п.2 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 20.12.1994 № 10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда».

    Из приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации по их применению следует, что моральный вред - это нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающим на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, перечень которых законом не ограничен.

    В статье 151 Гражданского кодекса Российской Федерации закреплены общие правила по компенсации морального вреда без указания случаев, когда допускается такая компенсация. Поскольку возможность денежной компенсации морального вреда обусловлена посягательством на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага, само по себе отсутствие в законодательном акте прямого указания на возможность компенсации причиненных нравственных или физических страданий по конкретным правоотношениям не означает, что потерпевший не имеет права на возмещение морального вреда.

    Исходя из предназначения социального государства механизм социальной защиты, предусмотренный законодательством, должен позволять наиболее уязвимым категориям граждан получать поддержку, включая материальную, со стороны государства и общества и обеспечивать благоприятные, но не ущемляющие охраняемое государством достоинство личности условия для реализации ими своих прав. Несоблюдение государственными органами нормативных предписаний при реализации гражданами права на социальное обеспечение, осуществляемое в том числе в виде денежных выплат (пособий, субсидий, компенсаций и т.д.), может порождать право таких граждан на компенсацию морального вреда в связи с тем, что социальное обеспечение граждан неразрывно связано с их нематериальными благами и личными неимущественными правами.

    С учетом приведенных обстоятельств право на обеспечение бесплатными медицинскими изделиями - тест-полосками, иглами для инъекций инсулина, тесно связано с личными неимущественными правами гражданина, соответственно, действия, нарушающие это право, лишают гражданина не только возможности поддерживать необходимый жизненный уровень, но и, в свою очередь, отрицательно сказываются на его здоровье, эмоциональном состоянии, затрагивают достоинство личности, то есть одновременно нарушают личные неимущественные права гражданина, причиняя ему тем самым моральный вред (физические и нравственные страдания).

    Учитывая, что требование о компенсации морального вреда основано на нарушение его права на своевременное, бесплатное и достаточное обеспечение медицинскими изделиями – тест-полосками для контроля гликемии крови и иглами для инъекций инсулина, оснований для отказа в удовлетворении требования о компенсации морального вреда не имеется.

    Обращайтесь к медицинскому юристу, помогу.

    20.02.2021

    Спасибо сказали 83 человека
Оставить комментарий

Смотрите также

  • Алла
    Могут ли отказать в скорой медицинской помощи гражданину без полиса ОМС

    Добрый день! Всегда мучал вопрос если вдруг я потеряю полис или еще что нибудь, но вот у меня не будет полиса ОМС, окажет ли мне помощь скора? 

  • Александра
    Консультация по полису ОМС

    Добрый день!

    Моему сыну 13 лет, нам необходима консультация уролога, но в наше поликлиннике его нет. 

    Могу ли я обратиться в стационар за бесплатной консультацией уролога по полису ОМС? 

  • Эд
    Какая медицинская помощь предоставляется вич-инфицированным гражданам

    Добрый день! Я являюсь вич-инфицированным, какие услуги должны предоставлять мне бесплатно?